Политика поддержки ВИЭ в России

Автор solarhome, 10/09/2009, 23:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

solarhome

В этой теме - только материалы по стимулированию использования возобновляемых источников энергии в России. Зарубежный опыт здесь не рассматриваем.

Закон о микрогенерации и все, что с ним связано, выделен в отдельную тему.

Приложен основной на 2009 год документ, который, как подразумевается, должен обеспечить политическую поддержку широкому использованию возобновляемых источников энергии в России -
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР ПО
РЕФОРМИРОВАНИЮ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ" (принят ГД ФС РФ
18.10.2007)
По этому закону в 2013 году было принято постановление Правительства РФ, в котором был определен порядок субсидирования генераторов электроэнергии от возобновляемых источников энергии, поставляющих энергию на оптовых рынок электроэнергии (ОРЭМ) в рамках договоров поставки мощности (ДПМ). Ссылки см. ниже, если ссылки уже устарели, можно воспользоваться поиском в интернете.

solarhome

Распоряжение от 8 января 2009 г. N 1-р

1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года.
2. Определить Минэнерго России ответственным за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации Основных направлений, утвержденных настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах своей компетенции при формировании региональных и муниципальных программ развития предусматривать меры по реализации положений Основных направлений, утвержденных настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 8 января 2009 г. N 1-р

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года

I. Цели реализации государственной политики в сфере повышения
энергетической эффективности электроэнергетики на основе
использования возобновляемых источников энергии

Государственная политика в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии является составной частью энергетической политики Российской Федерации и определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области развития электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии.
Государственная политика в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии включает комплекс мероприятий, направленных на создание условий, стимулирующих развитие использования возобновляемых источников для производства электрической энергии. Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года (далее - Основные направления) определяют цели и принципы использования возобновляемых источников энергии, содержат целевые показатели объема производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии и ее потребления в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии, а также меры по достижению этих показателей.
Повышение энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии, необходимое для надежного, устойчивого и долгосрочного энергообеспечения экономического развития Российской Федерации, способствует вовлечению инновационных наукоемких технологий и оборудования в энергетическую сферу и является одним из значимых мероприятий, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации по ограничению выбросов парниковых газов.
Целевой показатель объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии определяется как доля производства электрической энергии на генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и ее потребления в совокупном объеме производства и потребления электрической энергии в Российской Федерации.
На период до 2020 года устанавливаются следующие значения целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт):
- в 2010 году - 1,5 процента;
- в 2015 году - 2,5 процента;
- в 2020 году - 4,5 процента.
Минэнерго России осуществляет дифференцирование указанных значений по каждому из видов возобновляемых источников энергии, а также введение дополнительных индикативных целевых показателей (установленная мощность, производство электрической энергии и иные), характеризующих достижение установленных целей.

II. Состояние использования возобновляемых источников энергии
в Российской Федерации

Объем технически доступных ресурсов возобновляемых источников энергии в Российской Федерации эквивалентен не менее 4,6 млрд. тонн условного топлива. Вместе с тем при сложившихся в настоящее время на мировых энергетических рынках конъюнктуре и уровне технологического развития без государственной поддержки экономически целесообразно использование лишь незначительной части доступных ресурсов возобновляемых источников энергии, за исключением гидроэнергетики.
Общая установленная мощность электрогенерирующих установок и электростанций, использующих возобновляемые источники энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт), в Российской Федерации в настоящее время не превышает 2200 МВт.
С использованием возобновляемых источников энергии ежегодно вырабатывается не более 8,5 млрд. кВт.ч электрической энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт), что составляет менее 1 процента от общего объема производства электроэнергии в Российской Федерации.
Низкие темпы развития электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии определяются следующими факторами:
- неконкурентоспособность проектов использования возобновляемых источников энергии в существующей рыночной среде по сравнению с проектами на основе использования ископаемых видов органического топлива;
- наличие барьеров институционального характера, связанных с отсутствием необходимых нормативных правовых актов, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии в сфере электроэнергетики, отсутствием федеральной и региональных программ поддержки широкомасштабного использования возобновляемых источников энергии;
- отсутствие инфраструктуры, требуемой для успешного развития электроэнергетики на основе возобновляемых источников энергии, в том числе недостаточность уровня и качества научного обслуживания ее развития, отсутствие надлежащей информационной среды, включая информацию о потенциальных ресурсах возобновляемых источников энергии, достоверных данных о показателях реализованных проектов, отсутствие нормативно-технической и методической документации, программных средств, необходимых для проектирования, сооружения и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, недостаточное кадровое обеспечение и отсутствие механизмов использования общественного ресурса для поддержки развития электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии.

III. Основные принципы государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии и меры по ее реализации

Для достижения установленных целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, вырабатываемой на основе использования возобновляемых источников энергии, предусматривается реализовывать политику стимулирования использования возобновляемых источников энергии в сфере электроэнергетики на основе следующих принципов:
- координация деятельности по реализации государственной политики в области развития электроэнергетики, в том числе электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии;
- применение мер государственной поддержки развития генерации электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации до достижения реальной конкурентоспособности технологий использования возобновляемых источников энергии по отношению к технологиям получения энергии на основе ископаемых видов органического топлива;
- использование механизмов поддержки развития электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для достижения необходимых темпов привлечения инвестиционных средств;
- обеспечение доступности информации по вопросам формирования и осуществления мероприятий по реализации государственной политики в сфере повышения энергоэффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии;
- осуществление технического и технологического контроля и надзора за соблюдением требований безопасности при использовании возобновляемых источников энергии;
- обеспечение участия заинтересованных организаций в формировании государственной политики в сфере повышения энергоэффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии и содействии в ее реализации.
Для осуществления государственной политики в сфере повышения энергоэффективности электроэнергетики с использованием возобновляемых источников энергии будет реализован следующий комплекс мер.
В области совершенствования системы государственного управления в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии предусматривается:
- совершенствовать систему целевых показателей развития электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии;
- организовать мониторинг достижения целевых показателей, включая их периодическое уточнение исходя из приоритетов экономической, энергетической и экологической политики Российской Федерации и динамики развития на основе использования возобновляемых источников энергии;
- обеспечить совершенствование государственной статистической отчетности по использованию возобновляемых источников энергии в сфере производства и потребления электрической энергии;
- разработать и регулярно уточнять схему размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации с учетом размещения производительных сил, перспективы социально-экономического развития регионов и ресурсной базы, включая перечень проектов сооружения новых и реконструкции действующих генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;
- обеспечить разработку и реализацию мер по привлечению внебюджетных инвестиций для сооружения новых и реконструкции действующих генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, обеспечивающих необходимую динамику роста генерирующих мощностей, по использованию механизма венчурных фондов для инвестирования в объекты электроэнергетики, функционирующие на основе использования возобновляемых источников энергии;
- разработать комплекс мер по содействию развитию малых предприятий, функционирующих на рынке энергетического сервиса в сфере электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии.
В области выравнивания конкурентных условий для производителей электроэнергии на основе использования возобновляемых источников энергии и ископаемых видов органического топлива предусматривается:
- установить и регулярно уточнять размеры и сроки действия надбавки, прибавляемой к равновесной цене оптового рынка на электрическую энергию для определения цены на электрическую энергию, произведенную на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;
- установить обязанность по приобретению покупателями электрической энергии - участниками оптового рынка заданного объема электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;
- реализовать меры по совершенствованию правового режима использования природных ресурсов для сооружения и эксплуатации электрогенерирующих объектов на основе использования возобновляемых источников энергии;
- использовать механизмы дополнительной поддержки электроэнергетики, функционирующей на основе использования возобновляемых источников энергии, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В области совершенствования инфраструктурного обеспечения развития производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии предусматривается:
- обеспечить повышение эффективности научного и технологического обслуживания развития электроэнергетики, функционирующей на основе использования возобновляемых источников энергии;
- обеспечить рациональное использование потенциала отечественной промышленности в целях развития электроэнергетики, функционирующей на основе использования возобновляемых источников энергии;
- обеспечить создание и развитие информационной среды, в том числе оказать содействие созданию и развитию экспертно-консалтинговой сети инженерного и информационного обеспечения развития электроэнергетики, функционирующей на основе использования возобновляемых источников энергии, внедрению современных информационных технологий управления;
- обеспечить разработку и реализацию программ распространения знаний об использовании возобновляемых источников энергии и подготовки специалистов в области проектирования и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;
обеспечить разработку системы нормативно-технической и методической документации по проектированию, строительству и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;
- содействовать созданию системы стимулирования потребителей электрической энергии к последовательному увеличению объемов приобретения электрической энергии, производимой квалифицированными генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, а также к приобретению продукции различного назначения, произведенной с использованием электрической энергии, полученной на указанных генерирующих объектах.
Мониторинг развития электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии и обеспечение достижения установленных целевых показателей объема производства электрической энергии с использованием таких источников энергии и ее потребления организуются Минэнерго России.

solarhome

7 марта 2013 года состоялось заседание Правительства РФ. Целевые показатели для ВИЭ были скорректированы, естественно, в сторону уменьшения. С 4,5% требуемая доля ВИЭ снизилась до 2,5%. Что не удивительно - за прошедшие 6 лет не было принято ни одного действующего механизма поддержки применения ВИЭ в России. Чиновников хватает только на болтовню и обещания.

Как результат того заседания, вышло Постановление Правительства РФ от 28 мая 2013 г. №449 "О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на оптовом рынке электрической энергии и мощности"

solarhome

Вот последние "новости с полей" http://www.kommersant.ru/doc/2276175

В России будут мегаватты солнечных электростанций

Завершился второй этап отбора проектов зеленой энергетики, которые получат поддержку за счет оптового энергорынка. "Ъ" удалось выяснить, кто, кроме структур "Реновы" Виктора Вексельберга, собирается строить в России наиболее популярные среди претендентов солнечные мощности. Самую крупную из известных заявок подало ОАО Е2 — структура министра по связям с "Открытым правительством" Михаила Абызова.

10 сентября 2013 закрылся прием уточненных заявок на отбор проектов электростанций на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), которые получат поддержку за счет оптового рынка электроэнергии. В его рамках можно опускать заявленную себестоимость проекта вниз, тем самым повышая свои шансы. Победитель получит право заключения договора на поставку мощности (ДПМ), который гарантирует окупаемость проекта.

Фото: Дмитрий Лекай <a class="f-z" href="http://www.kommersant.ru/photo/" target="_blank"> Коммерсантъ</a>Компания Михаила Абызова заявилась на 210 МВт зеленых мощностей на Алтае

Первый этап, закрывшийся 3 сентября, показал, что интерес инвесторов к разным видам ВИЭ резко отличается. Солнечные мощности были перезаявлены на 289 МВт сверх лимита (подано 58 заявок на 999,2 ГВт). По ветру из распределяемых 1,1 ГВт было отобрано всего 105 МВт, а на малые ГЭС не заявился никто. Те, кто заявился, уже не могут отказаться от намерений: на этапе уточнения заявку нельзя отозвать, говорят в "Совете рынка".

Информация о том, кто и на какую мощность подал заявку, официально не раскрывается. Источники "Ъ", знакомые с ходом отбора, рассказали, что, помимо Avelar Виктора Вексельберга, не скрывавшей намерения пойти на конкурс и заявившейся на 99 МВт на 2015-2017 годы ввода (в Avelar "Ъ" подтвердили, что уточненную заявку подали на те же объемы), крупную заявку на строительство солнечных станций подало ОАО Е2, дочерняя структура группы RU-COM Михаила Абызова. По словам одного из собеседников "Ъ", E2 намерена построить 210 МВт солнечных мощностей на Алтае, он же считает, что со структурами господина Абызова могут быть связаны и другие заявки. В Ru-Com вчера подтвердили лишь, что Е2 участвует в конкурсе ВИЭ с проектом на Алтае. Сам Михаил Абызов был вчера недоступен для комментариев.
ОАО Е2 на 100% принадлежит входящему в группу RU-COM ОАО "Группа Е4". Среди основных направлений работы на сайте компании называются энергоэффективные технологии и малая генерация (когенерация), но проектов ВИЭ среди них нет.

Кроме того, по 75 МВт в Астраханской области собирались строить ООО "Комплексиндустрия" и "МРЦ Энергохолдинг", утверждают источники "Ъ". В "МРЦ Энергохолдинг" (компания, родственная ООО "Русэнергоинвест", ранее объявлявшему о планах строительства солнечной станции 50 МВт в Кисловодске) отказались от комментариев, ссылаясь на коммерческий характер заявок. Нужную "Комплексиндустрию" не удалось выделить из списка идентичных юрлиц. Еще 5,2 МВт солнечных мощностей, по данным "Ъ", хочет построить на Кавказе "МЭК-Инжиниринг", подконтрольная "Корпорации ЕЭЭК", которую возглавляет экс-министр топлива и энергетики РСФСР Анатолий Дьяков.

По мнению главы Фонда энергетического развития Сергея Пикина, заявки на ВИЭ смогли подать в основном те компании, кто смог договориться о требуемых "Советом рынка" гарантиях по проектам с крупной генерацией. Это, считает эксперт, либо аффилированные с генераторами компании, либо "исторически им близкие", а требованию о локализации оборудования на данной стадии большого внимания не уделялось.

solarhome

Как видим, энерголобби устроило "междусобойчик", введя ограничение на минимальную мощность станций в 5 МВт.

solarhome

Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 N 47
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электрической энергии"

Документ также можно скачать в формате fb2 (формат для электронных книг) и pdf

solarhome


Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 850 г. Москва
"Об утверждении критериев для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании"


Дополнительно:
Опубликовано: 12 марта 2011 г. на Интернет-портале "Российской Газеты"

Вступает в силу:2 ноября 2010 г.

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые критерии для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании.

Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин

Прим. ред: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства РФ", 25.10.2010, N 43, ст. 5518.



Критерии для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании

1. Генерирующий объект признан функционирующим на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированным генерирующим объектом в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 426 "О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии".

2. Установленная мощность генерирующего объекта не превышает 25 МВт.

3. Генерирующий объект введен в эксплуатацию со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России".

4. В отношении лица, которому генерирующий объект принадлежит на праве собственности или на ином законном основании, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) и не имеется вступившего в силу решения судебного органа о признании несостоятельным (банкротом).

5. Юридическое лицо, которому генерирующий объект принадлежит на праве собственности или на ином законном основании, не находится в стадии ликвидации.

AleksDk52

Работаю в Гос организации. Занимаемся разработками АИЭ. Могу сказать что законы по поддержке не работают. Постоянно сталкиваемся с непониманием со стороны властей.
На нашем сайте вы найдете полезные статьи про двери. Почитайте, вам будет полезно. Есть еще много других статей на строительную тематику.

solarhome

28 июля 2015 вышло Распоряжение Правительства №1472-р "О стимулировании производства электроэнергии с использованием возобновляемых источников"

Легким росчерком пера продлили срок выполнения программы на 4 года.
Но даже с продлением - не видно никаких признаков выполнения этих планов. Так, по ветру на 2015-2016 года запланирован ежегодный ввод в эксплуатацию около 50 МВт ветроустановок, далее по 200 и даже 500 МВт в год. По фотоэлектричеству - 120-270 МВт в год, причем первые 120 МВт должны были быть введены в строй в 2014 году - непонятно, зачем в середине 2015 года давать несбывшиеся мечты для 2014 года.

Есть изменения по степени локализации. Цифры не сравнивал, но говорили, что будут уменьшать требования по локализации. Если и уменьшили, то не сильно.

Предельные величины затрат на оборудование вызывают недоумение. Кто их так насчитал? Даже с рублем по 33р/$ они вызывали бы сомнение (у нас заборы для фотоэлектрических станций стоят зачастую дороже, чем они сами), но с курсом более 60 рублей за доллар, который мы имеем на момент подписания Постановления - явно пальцем в небо.

solarhome

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2015 г. N 1210

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

Полный текст изменений в приложенном файле.

solarhome

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2015 г. N 47


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Изменения добавляют требования и условия к генераторам электроэнергии на ВИЭ - участникам розничного рынка электроэнергии.

Тот же документ на сайте Правительства РФ http://government.ru/docs/16633/

solarhome

Информация и ссылки по теме поддержки генерирующих мощностей на ВИЭ.

1. Что является генерирующей мощностью ВИЭ
2. Требования к степени локализации оборудования для получения субсидий по ДПМ (договорам поставки мощности)