Развитие ВИЭ в Украине

Автор solarhome, 30/08/2011, 23:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

solarhome

Перспективы развития солнечной энергетики в Украине
Источник: solareview.blogspot.com
Несмотря на то, что на сегодняшний день рынок солнечной энергетики в Украине все еще находится на начальном этапе развития, в стране сложилась благоприятная ситуация для развития данного сегмента возобновляемой энергетики, утверждают специалисты консалтинговой компании Fuel Alternative.

Основные показатели, которые являются определяющими для принятия компанией решения о начале работы в сфере солнечной энергетики на рынке того или иного государства, - это величина тарифа на электроэнергию, производимую за счет солнечных панелей, и величина солнечной радиации.

«Также важными для выхода на рынок игроков мирового уровня являются такие факторы, как наличие и величина государственных субсидий и налоговых преференций, стимулирующих частный и коммерческий секторы инсталлировать солнечные панели, работающий механизм получения «зеленого» тарифа, уровень развития (насыщенности) рынка солнечной энергетики данного государства, инвестиционная привлекательность государства в целом и наличие механизмов кредитования сегмента, в частности»,- говорит Юлия Березовская, исполнительный директор Fuel Alternative и руководитель проекта Украинского Форума по Возобновляемой Энергетике.

Рассмотрим данные факторы по отношению к Украине.

«Зеленый тариф»

В Украине создана и работает законодательная база, согласно которой существуют разные коэффициенты «зеленого тарифа» в зависимости от источника возобновляемой энергии.

Согласно законодательству, величина «зеленого тарифа» устанавливается для каждого вида солнечных станций ежегодно в начале каждого года и зависит от цен на электроэнергию в этот период. Для солнечных станций, размещенных на крышах зданий в 2010 году, «зеленый тариф» установлен в размере 484,05 коп за кВт*час без НДС, если мощность станции не превышает 100 кВт; если мощность станции свыше 100 кВт, то «зеленый тариф» составляет 463,00 коп за 1кВт*час без НДС. Для объектов фотовольтаики, размещенных на открытых площадках, установлен самый высокий тариф - 505,09 коп за 1кВт*час без НДС.

«Таким образом, наземные объекты солнечной электроэнергетики в Украине сегодня могут получать «зеленый тариф» на уровне 6,06 грн за кВт*ч (с НДС), или около 60 евроцентов за кВт*ч (!!!). При том, что рынок считается «интересным» при величине тарифа от 28 евроцентов», - говорит Юлия Березовская.

«Зеленый тариф» заработал в Украине в августе 2009 года. На сегодняшний день по нему успешно работают компании в сфере ветроэнергетики, малой гидроэнергетики, твердого биотоплива и биогаза.

Пока что на рассмотрение НКРЭ (органа, который выдает разрешение на получение «зеленого тарифа») нет ни одного проекта в сфере солнечной энергетики. Это можно объяснить низкой экономической активностью компаний в сфере солнечной энергетики в Украине. В частности, по данным Fuel Alternative, пока в Украине нет ни одного построенного объекта, девелоперы которого бы работали над получением «зеленого тарифа». Вместе с тем, несколько крупных как для Украины проектов в сфере фотовольтаики находится сегодня на этапе реализации. Авторы этих проектов планируют получить «зеленый тариф» до конца 2010 года.

Необходимо отметить, что фактором, тормозящим развитие проектов в сфере солнечной энергетики Украины, является также отсутствие практического опыта подготовки технической документации по сбросу в сеть электроэнергии, произведенной за счет солнечных панелей, отмечают в Fuel Alternative.

Солнечная радиация

В Украине большой потенциал рынка солнечной энергетики. Величина солнечной радиации достигает от 800 до 1450 Вт/м² в год. Особенно благоприятны для развития рынка солнечной энергетики южные регионы Украины: Крым, Николаевская, Херсонская, Одесская области.

Налоговые преференции

На данный момент в Украине отсутствует субсидирование покупки и инсталляции солнечных панелей. Вместе стем, согласно закону, вступившему в силу с 1 января 2010 года, компании, генерирующие «зеленое» электричество, до 2020 года освобождены от уплаты налога на прибыль. Кроме того, компании до 2020 года освобождены от уплаты НДС при ввозе оборудования в Украину, если это оборудование относится к сфере возобновляемой энергетики и энергосбережения.

Инвестиции и финансирование

Важным вопросом для развития рынка солнечной энергетики в Украине является банковское кредитование данной сферы. Вместе с тем, подобная практика кредитования на сегодняшний день отсутствует.

Инвестиции в создание производства солнечных панелей в Украине на данный момент рассматривают ряд компаний, среди которых и иностранные инвесторы, и резиденты Украины. Причина - в географическом расположении государства. Из Украины дешевле транспортировать продукцию в ЕС и на Ближный Восток, где солнечные панели сейчас пользуются высоким спросом. Кроме того, внутренний рынок Украины тоже является пока что пустым (солнечные панели выпускает лишь один отечественный производитель, при этом, как говорят специалисты, при данном уровне у новичков есть возможность «перебить ценой», предлагая такой же уровень качества). Также на сегодняшний день рассматриваются проекты строительства солнечных электростанций в южной части Украины. Но эти проекты пока находятся на «бумажном» этапе, - рассказывают в Fuel Alternative.

Украина на сегодня имеет максимальный финансовый риск, который определен совокупностью факторов, таких как политическая нестабильность, дефицитность госбюджета и т.д. и т.п. Вместе с тем, можно утверждать, что существующий в Украине уровень «зеленого тарифа» является достаточно привлекательным для того, чтобы реализовывать проекты в сфере возобновляемой энергетики Украины и, в честности, в сфере солнечной энергетики. По предварительным оценкам специалистов, срок окупаемости солнечной электростанции от 100 кВт в Украине составит около 5 лет.

Рынок

Рынок Украины можно охарактеризовать как пустой, потенциально большой (площадь государства – 603,7 тыс. кв. км, население – 46 млн человек) и находящийся на начальном этапе становления.

По по предварительным прогнозам, до 2015 года в Украине будет установлено солнечных панелей общей мощностью cвыше 100 МВт. А к 2013 году учасники рынка солнечной энергетики ожидают волнообразное повышение спроса на солнечные панели и коллекторы. Основной спрос ожидается от площадей больших промышленных объектов, супермаркетов, сельскохозяйственных предприятий, горных поселений и др. Как ожидается, к этому времени, стоимость природного газа (основного источника теплоснабжения) на внутреннем рынке вырастет минимум в два раза. Это, в свою очередь, станет важным стимулом для перехода на альтернативне источники обеспечения и развития инвестиционных проектов в сфере возобновляемой енергетики.

Солнечная енергетика развивается во всем мире, и этот процесс является необратимым для Украины.

solarhome

Утвержден "зеленый тариф" для трех гелиоэлектростанций в Крыму
10 февраля 2011, Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) утвердила "зеленый тариф" на электроэнергию, производимую компаниями ООО "Краймиа Солар 3", ООО "Краймиа Солар 4" и ООО "Краймиа Солар 5" (все - Симферопольский район Крыма).


Ставка "зеленого тарифа" для всех 3 станций установлена на уровне 505,09 коп/кВт. В свою очередь, себестоимость электроэнергии, производимой станциями, составляет 256,23 коп/кВт. Общая пиковая мощность 3 станций составляет 5 МВт.

Дочерние "Краймиа Солар 1-5" были зарегистрированы компанией "Актив Солар" (Киев) для строительства пяти гелиоэлектростанций в селе Родниковом (АРК). Общая пиковая мощность 5 станций на сегодня составляет 7,5 МВт. По информации источника, "Актив Солар" рассматривает вопрос строительства гелиоэлектростанций в Крыму общей мощностью 600 МВт, в Одесской области - общей мощностью 420 МВт.

Согласно программе энергосбережения Крыма на 2010-2014 года, "Актив Солар" может увеличить мощность станций в Крыму до 300 МВт уже до 2012 года. В этот срок планируется увеличить мощность гелиоэлектростанций в селе Родниковом до 20 МВт, и построить станции мощностью 100 МВт в селе Трудовом, мощностью 80 МВт - в селе Перово (все три - Симферопольский район), мощностью 100 МВт в селе Охотниково (Сакский район).

Согласно озвученным представителем "Актив Солара" на заседании НКРЭ данным, средняя стоимость сооружения одного мегаватта гелиоэлектростанции составляет 2,7 млн евро. По его словам, первые две станции "Актив Солар" окупятся за 7 лет, срок окупаемости 5 гелиоэлектростанций в Родниковом составит около 10 лет. При этом срок службы элементов солнечных батарей - 25 лет.

По материалам ИА "Интерфакс-Украина"

solarhome

Оксана Суханова, КИЕВ. 21 января 2011 года
Национальное агентство Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (НАЭР), также как и большинство государственных структур, в связи с указом Президента находится в стадии реформирования. Каких изменений следует ожидать в работе агентства, какими будут его главные приоритеты, а также о достижениях минувшего года и планах на 2011-й рассказал глава агентства Николай Пашкевич.

Ключевые тезисы:

   1. Определяющим годом в развитии солнечной энергетики в Украине станет не 2011, а 2012 год, когда мы начнем производство собственных солнечных батарей в промышленном масштабе.
   2. Для того чтобы обеспечить потребности Украины в развитии солнечной энергетики, одного "Квазара" будет мало.
   3. В 2011 году планируется ввести 3 солнечные станции по 20 МВт. Эти проекты уже получили экспертное заключение и по ним прошли согласования по адаптации к энергосистеме.


А теперь, собственно, само интервью:

- Мы уже месяц находимся в стадии реформирования в соответствии с указом Президента, и создание нового государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению - это не смена вывески, а изменение государственного подхода к вопросам энергоэффективности и энергосбережения.

Если раньше наши усилия были больше направлены на функции контроля и мониторинга, то теперь мы должны перейти от функции контроля, системы управления к функции пропаганды и популяризации средств и методов энергосбережения и энергоэффективности в широкие массы общественности, от крупных предприятий до любого потребителя энергоресурсов в Украине.

- Каким образом и за счет каких ресурсов Вы планируете это осуществлять?

- Во-первых, освещение информации в СМИ, с тем чтобы те задачи, которые поставлены перед нами, "прорастали" во все слои нашей жизни - это самый главный инструмент в деле популяризации и пропаганды энергоэффективности и энергосбережения. В частности, мы планируем использовать, в том числе социальную рекламу.

Второй инструмент - это доведение до потребителя сведений о лучших примерах энергоэффективности и энергосбережения. Прежде всего, мы будем рассматривать возможности Интернета. Мы планируем полностью изменить наш сайт с тем, чтобы он стал более доступным и наполненным.

Я думаю, на то, чтобы провести эти изменения уже в этом году, средств, выделенных из Государственного бюджета в 2011 году, будет достаточно. Кроме того, мы также рассчитываем на помощь Европейского Союза в части переобучения персонала ликвидированной инспекции по энергосбережению новым методам работы. В декабре 2010 года на встрече с представителями Европейского Союза была достигнута предварительная договоренность, согласно которой ЕС согласился помочь нам осуществить первый этап обучения, а на очередной встрече мы детально обсудим сроки и порядок обучения персонала нового агентства.

Конечно, нужно будет время, для того чтобы изменить уровень подготовки наших специалистов, но я думаю, что уже во втором полугодии 2011 года в Украине появятся квалифицированные энергоаудиторы.

- Какие еще функции закреплены за новым агентством?

- Одной из главных функций агентства остается развитие возобновляемой энергетики. И если раньше эта функция дублировалась Министерством топлива и энергетики Украины, то теперь она полностью будет закреплена за государственным агентством.

За время независимости Украины мы накопили довольно большой опыт - как положительный, так и отрицательный - в этом вопросе. К примеру, в 2010 году в Украине завершилась программа развития ветроэнергетики, действующая с 1996 года. За этот период в стране за государственный счет было построено несколько ветропарков, которые показали не очень большую эффективность. И теперь мы, изучая этот государственный опыт строительства, используем его для того, чтобы не получить такого же результата при привлечении инвестиционных средств.

- Вы будете продолжать строительство ветропарков?

- Да, но уже за счет привлечения инвестиций. Сейчас задача государства - это создание правильных условий для привлечения инвестиций с тем, чтобы инвесторы не находили здесь камней преткновения для продажи электроэнергии в рынок.

Начало уже положено - это "зеленый" тариф. А дальше - это адаптация нашей объединенной энергосистемы к приему электроэнергии от возобновляемых источников энергии, поскольку ОЭС рассчитана на базовые мощности и не предусмотрена для приема электроэнергии от более-менее мощных источников возобновляемой энергии.

В украинской энергосистеме не было необходимости иметь дополнительные резервные мощности, поскольку имеющиеся справлялись с дисбалансом частоты и не приводили к развалам энергосистемы.

Однако я считаю, что мы движемся довольно-таки быстро. За 1,5 года мы решим эти задачи. Построим карты и согласуем графики по адаптации сетей, мощностей и систем с Минэнерго.

- Вы хотите сказать, что агентству необходимо 1,5 года для адаптации энергосистемы к приему энергии от возобновляемых источников?

- Уже осталось меньше года. Работу над этим вопросом мы начали в июне 2010 года.

Кроме того, агентство совместно с природоохранными, историческими ведомствами, геологами и Минэнерго также ведет работу над разработкой дорожной карты развития возобновляемых источников энергии. На карте будут нанесены заповедные зоны и места залежей природных ископаемых, а также определены наиболее подходящие зоны расположения возобновляемых источников в зависимости от потенциала местности. В итоге возобновляемыми источниками должна быть накрыта вся территория Украины, не только для того чтобы обеспечить нужный объем электроэнергии, но и чтобы соблюсти баланс электрической составляющей.

Имея такую дорожную карту, мы сможем быстро реагировать на запросы инвесторов. Мы и сейчас не отказываемся принять инвестора, но рассмотрение каждого конкретного случая в настоящее время занимает довольно длительное время. Пока у нас нет готовых решений.

- 2011 год некоторые эксперты называют определяющим в развитии солнечной энергетики в Украине. На чем основаны эти заключения?

- В Украине 2-3 года назад было зарегистрировано несколько инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию отрасли в целом, от производства кремния до производства солнечных батарей. В частности, начата реконструкция Запорожского завода полупроводников, куда сейчас идут большие инвестиции. Вслед перестаивается и отрасль производства самих солнечных батарей.

Над этими вопросами работают как инвесторы, которые уже зарегистрировали эти проекты и их осуществляют, так и академические институты при Академии наук Украины. Однако, по моему мнению, определяющим годом в развитии солнечной энергетики в Украине станет не 2011, а 2012 год, когда мы начнем производство собственных солнечных батарей в промышленном масштабе.

- Вы имеете в виду, что в Украине будут построены крупные заводы по производству солнечных батарей?

- У нас есть один такой завод - "Квазар" в Киеве, но для того чтобы обеспечить потребности Украины в развитии солнечной энергетики, этого будет мало. Насколько мы сможем привлечь инвестиции в эту отрасль, настолько быстро она и будет развиваться.

- Назовите конкретные проекты по возобновляемым источникам, которые были реализованы в 2010 году и готовятся к реализации в 2011-м?

- В 2010 году одним из крупных проектов можно назвать введение в строй первой гелиостанции в Крыму, мощностью 8 МВт. В 2011 году планируется ввести 3 солнечных станции по 20 МВт. Эти проекты уже получили экспертное заключение и по ним прошли согласования по адаптации к энергосистеме. Также в 2011 году должно начаться строительство ветропарка "Мангуш" на побережье Азовского моря на 100 МВт. Естественно, это все за счет частного инвестора.

Я еще раз подчеркиваю: государство больше не будет вкладывать бюджетные средства, как это было при реализации программы развития ветроэнергетики в Украине с 1996 по 2010 годы. За счет государственных средств мы не в состоянии изменить систему. Основная задача государства - создание благоприятных условий для инвестора. Чтобы изменить систему, часть государственных средств мы можем направить на пилотные проекты, в которые мы хотели бы привлечь инвестора, не более того. Мы понимаем, что за счет бюджетных средств изменить коренным образом ситуацию в части потребления энергоресурсов невозможно.

- В 2010 году объем финансирования Программы энергоэффективности составил 910 млн грн, на какие проекты были реализованы эти средства?

- В 2010 году на реализацию программ по энергоэффективности из спецфонда бюджета было выделено 500 млн грн, из которых израсходовано 37%. В частности, финансирование строительства и реконструкции электрических сетей, пристанционных узлов и подстанций для присоединения объектов, производящих электроэнергию из возобновляемых источников энергии в Крыму и Одесской области, выполнено, по оперативным данным, на 98,2% (из 150 млн грн израсходовано 147,3 млн грн).

Проект внедрения технологий, предусматривающих использование тепловых насосов, электрического теплоаккумуляционного обогрева и горячего водоснабжения на предприятиях коммунальной формы собственности и бюджетных учреждений, профинансирован на 11,7% (из 210,5 млн грн израсходовано, по оперативным данным, 24,6 млн грн).

На проведение санации зданий центральных органов исполнительной власти в 2010 году израсходовано 9,3% от запланированного - 13 млн грн бюджетных средств.

Всего было реализовано около 2930 энергосберегающих мероприятий, в соответствии с которыми в 2011 году ожидаемая экономия составит около 4,6 млн тонн условного топлива.

- В связи с чем программы профинансированы только на 37%?

- Процессы бюджетирования очень сложны. Напомню, что бюджет 2010 года был принят очень поздно, и пока были разработаны порядки использования средств и проведены тендерные процедуры, часть средств пришлось возвращать в бюджет.

В 2011 году бюджет принят вовремя, но в связи с тем, что мы находимся на этапе реформирования, я думаю, что снова переходный период будет затянут как минимум месяцев на пять. Нас это не пугает, мы знаем, что нам нужно делать, мы готовим порядок конкурсных отборов, и я думаю, что бюджет этого года мы выполним на 100%.

- Какая сумма финансирования Программы энергоэффективности заложена в бюджете 2011 года?

- В 2011-м Госбюджетом предусмотрено выделение 600 млн грн. И, кроме того, мы рассчитываем на средства из фонда поддержки Евросоюза. Средства ЕС - 310 млн грн - мы ожидали еще в 2010 году, однако в связи с тем, что решение о выделении этой суммы было принято довольно поздно, они не поступили.

В частности, на санацию зданий центральных органов исполнительной власти в бюджете 2011 года мы планируем израсходовать 60 млн грн против 139 млн грн в 2010 году.

На внедрение технологий с использованием тепловых насосов, электрического теплоаккумуляторного обогрева и горячего водоснабжения предприятий коммунальной формы собственности и бюджетных учреждений - 130 млн грн против 210,5 млн грн в минувшем году.

На внедрение когенерационных технологий в коммунальной энергетике в 2011 году мы предусмотрели 30 млн грн. Эти технологии мы планируем отбирать на конкурсной основе. Это новый проект, который мы не разрабатывали в 2010 году.

По этим проектам на 1 грн государственных средств мы рассчитываем привлечь около 4 грн инвестиций.

На строительство и реконструкцию электрических сетей, пристанционных узлов и подстанций для присоединения объектов, производящих электроэнергию из возобновляемых источников энергии в Автономной Республике Крым и Одесской области, в 2011 году предусматриваем 317,0 млн грн против 150 млн грн в 2010 году. В этом случае на 1 грн вложений из госбюджета мы ожидаем не менее 10 грн инвестиционных средств.

Проведение модернизации объектов коммунального хозяйства, в том числе перевод котельных, обслуживающих объекты социальной сферы, использование возобновляемых источников энергии планируем профинансировать на 60,1 млн грн.

- Когда, по Вашему мнению, потребители смогут ощутить эффект от внедрения энергии из альтернативных и возобновляемых источников на тарифах?

- Ощутимый результат от внедрения возобновляемых источников энергии потребитель ощутит не раньше 2030 года, когда доля этих источников энергии составит не менее 20% в общем энергобалансе страны и когда в Украине закончится срок действия закона о "зеленом" тарифе, т.е. когда эти объекты начнут выдавать электроэнергию по себестоимости.

Если сегодня себестоимость ветряной электроэнергетики в 2 раза выше, чем традиционной среднерыночной в Украине, то к концу действия "зеленого" тарифа - к 2030 году - себестоимость электроэнергии, вырабатываемой ветряными станциями, будет, по прогнозам, сделанным нашими академическими институтами, в 3 раза ниже, чем себестоимость электроэнергии, выработанной на традиционных источниках.

Наука подтверждает, что снижение затратной части и отсутствие топливной составляющей к 2030 году обязательно приведет к тому, что эта электроэнергия будет дешевле традиционной. До этого ощутить влияние постепенного врастания возобновляемых источников энергии в общую энергосистему очень сложно. Возобновляемые источники энергии будут, в первую очередь, заменять устаревшие технологии.

Но если мы рассчитываем, что эти устаревшие технологии не будут расти в цене, то мы глубоко ошибаемся. Если мы сегодня не вытесним газ, нефть и уголь из оборота наших тепловых блоков, то завтра получим такой удар тарифа, что "зеленому" будем молиться.

Хотя в первый период развития возобновляемой энергетики, по расчетам наших академических институтов, может все же происходить рост общего тарифа на электроэнергию. Но при этом нужно понимать, что ее цена не превышает цены худшего традиционного энергоблока.

В целом, расчеты показывают, что в перспективе, и "зеленый" тариф на это направлен, страна получает источники энергии, которые будут гораздо дешевле традиционных. На сегодняшний день мы видим, что движение по традиционному пути ведет к постепенному росту тарифов не зависимо от объема потребления.

Так, по данным Национального доклада о развитии энергоэффективности, потребление электроэнергии в промышленности в объемных показателях с 2004 по 2008 годы составило около 50 млрд кВт-час ежегодно, а в 2009 году - около 26 млрд кВт-час. В то же время платежи за электроэнергию выросли практически в 2 раза - с 6 до 17 млрд грн, что, соответственно, говорит о росте тарифа на нее. И это в Украине еще не заработал в полную силу Закон о "зеленом" тарифе. Если мы не будем реформировать нашу устойчивую, огромную энергосистему, мы просто заведем себя в тупик.

solarhome

Украинский рынок: анализ текущей ситуации и возможностей построения эффективного бизнеса

Энергетическая стратегия Украины

Новая энергетическая стратегия, одобренная украинским правительством в начале 2006 года, предполагает, что наше государство практически в четыре раза увеличит использование нетрадиционных источников энергии с 10,9 млн. т н.э. (млн. тонн нефтяного эквивалента) в 2005 году до 40,4 млн. т н.э. в 2030 году. Эта инициатива потребует инвестиций в энергетический сектор в размере около 60,4 млрд. гривен или же 7,9 млрд. евро. Наибольший рост ожидается в использовании солнечной энергии, ветряных электростанций и низкопотенциального тепла, но их массовое применение стартует с незначительного уровня, так как в настоящее время суммарная установленная мощность (включая малые ГЭС) составляет всего 0,18 ГВт. Тем не менее, общая мощность электростанций по производству электроэнергии из альтернативных источников энергии (за исключением биотоплива и малых ГЭС) должна вырасти в 2030 году до 2,1 ГВт.

Принятая стратегия предусматривает развитие возобновляемых источников энергии в соответствие основополагающим принципам Европейской стратегии безопасности, конкурентоспособной и устойчивой энергетики. В Энергетической стратегии Украины устанавливается ряд льгот для стимулирования производства и использования энергии из возобновляемых источников, но большинство из них пока еще не нашли детального отражения в законодательстве.

Украинское правительство активно сотрудничает и внедряет проекты энергосбережения и развития новых и возобновляемых источников энергии с финансовыми институтами и международными организациями, такими как NEFCO, ADEME, IFC, Европейский банк реконструкции и развития, Мировой Банк и другими.

Существует программа государственной поддержки развития нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и малых гидроэлектростанций. Целевой показатель для возобновляемых источников энергии на 2030 год составляет 19% от всего объема генерации. Текущее финансирование, заложенное в Государственном бюджете, ограничено только ветровой энергетикой и не достаточно, чтобы существенно стимулировать развитие всего сектора. Тем не менее, ЕС выделяет 319 млн грн (27,7 евро) в поддержку реализации Энергетической стратегии Украины.

Ожидается, что в Украине крупные сделки будут испытывать определенные трудности с долговым финансированием из-за экономического спада и в любом случае потребуют более сложных подходов к структуризации. В тоже время международные финансовые институты инвестируют все больше средств в Украину. IFC объявила о своем намерении инвестировать около $500 млн в 2010 году для поддержки осуществления различных проектов (в том числе и тех, которые касаются энергетики). ЕБРР одобрил выделение 50 млн. долларов в развитие альтернативной энергетики в Украине. Всемирный Банк выделит 250 млн. долл. США в 2010 году для реализации энергетических проектов в Украине.

«Зеленые» тарифы

В 2009 г. украинский парламент принял закон о субсидируемых тарифах для электроэнергии, произведенной из нетрадиционных источников, т.е. «зеленых» тарифах. Оптовый рынок электроэнергии Украины в лице Государственного предприятия «Энергорынок» имеет прямые обязательства закупать по такому тарифу все объемы электроэнергии, произведенные из альтернативных источников энергии. «Зеленый» тариф устанавливается Национальной Комиссией Регулирования Электроэнергетики (НКРЭ) отдельно для каждой генерирующей компании и будет действовать как минимум до 1 января 2030 года. «Зеленый» тариф различается для различных видов альтернативных источников энергии, устанавливается отдельно для каждого производителя электроэнергии из альтернативных источников энергии и деноминируется в евро в соответствие официальному курсу EUR/UAH, установленному Национальным банком Украины по состоянию на 1 января 2009 года (10,86 грн. за 1 евро).

Согласно закона для объектов хозяйствования, которые вырабатывают электроэнергию из солнечной энергии, величина «зеленого» тарифа устанавливается на уровне розничного тарифа для потребителей 2-го класса напряжения по состоянию на январь 2009, определенного с использованием тарифного коэффициента, который используется для пикового периода времени (для трехзонной тарифной классификации), умноженного на коэффициент «зеленого» тарифа для электроэнергии, вырабатываемой за счет солнечной энергии. Производители электроэнергии из солнечной энергии получили самые высокие коэффициенты для расчета своего тарифа:

4,4 - для объектов электроэнергетики, установленных на крышах зданий, домов и сооружений, с мощностью до 100 кВт, а также для объектов, расположенных на фасадах зданий, независимо от их мощности;

4,6 - для объектов электроэнергетики, установленных на крышах зданий, домов и сооружений, с мощностью свыше 100 кВт;

4,8 - для наземных установок.

Тарифный коэффициент для пиковых часов составляет 1,8. Это предусмотрено Постановлением НКРЭ №529 от 19/07/2005.

Таким образом, в соответствие закону «зеленый» тариф для солнечной энергетики рассчитывается следующим образом*:



*) Расчет «зеленого» тарифа приведен исключительно в информационных целях. Фактические значения «зеленого» тарифа устанавливаются НКРЭ индивидуально для каждой генерирующей компании.

Кроме того, для получения «зеленого» тарифа объекту солнечной энергетики необходимо выполнить следующие существенные условия:

1. Начиная с 1 января 2012 года, доля материалов, комплектующих изделий, работ и услуг украинского происхождения в проектах строительства солнечных электростанций должна составлять не менее 30 процентов, а начиная с 1 января 2014 - не менее 50 процентов.

2. Начиная с 1 января 2011 года, доля материалов и комплектующих изделий украинского производства в солнечных модулях, которые используются при строительстве солнечных электростанций, должна составлять не менее 30 процентов.

Бизнес-модель для компаний, работающих в сфере солнечной энергетики

Исходя из реалий отечественного рынка, а также учитывая специфику действующего законодательства, одним из наиболее рациональных путей построения эффективного бизнеса в сфере солнечной энергетики является создание вертикально-интегрированной компании, специализирующейся на производстве комплектующих (фотоэлектрические преобразователи, солнечные батареи), а также строительстве и вводе в эксплуатацию солнечных электростанций. По заявлениям в открытых источниках наиболее близки к реализации этой модели такие компании как ActivSolar, SolarUA и Квазар, а также несколько новичков, планирующих занять сегмент рынка, связанный с внедрением тонкопленочных технологий на базе аморфного кремния. Остальные игроки отечественного рынка солнечной энергетики фокусируются на более узких сегментах рынка, например, только на производстве кремния «солнечного» качества в слитках и пластинах.

Производство комплектующих в Украине требует четкого понимания целевых рынков сбыта. Текущая ситуация относительно благоприятна для выхода на зарубежные рынки, но предполагает как серьезную подготовку в плане технического совершенства предлагаемой продукции, так и способность эффективно конкурировать с более дешевыми аналогами, произведенными в других регионах. С другой стороны, требование закона о 30% доле материалов и комплектующих изделий украинского производства в солнечных модулях, используемых при строительстве солнечных электростанций, способствует формированию в будущем внутреннего спроса на такую продукцию.

Несмотря на значительные ресурсы солнечной энергии, особенно в южных областях страны, рынок производства электроэнергии при помощи солнечных электростанций в Украине все еще находится на начальном этапе развития. Установленная мощность солнечных станций на данный момент составляет всего около 1 МВт. Еще несколько МВт планируется ввести в эксплуатацию в ближайшие месяцы, хотя неблагоприятные погодные условия в Крыму зимой и некоторые другие факторы могут сдвинуть запуск новых мощностей к весне 2011 года. Всего же, согласно аналитическому прогнозу компании GlobalData, установленная мощность СЭС в Украине составит к 2015 г. около 157 МВт, с ежегодным ростом рынка около 90%.

Проекты строительства солнечных электростанций требуют решения достаточно разнородных задач. Вот некоторые из них:

    * поиск и подбор земельных участков для установки солнечных электростанций с последующим анализом эффективности проекта с учетом специфических территориальных факторов;
    * системное проектирование и инжиниринг;
    * подбор и закупка оборудования
    * обеспечение получения разрешений и согласований для подключения по «зеленому» тарифу;
    * монтаж оборудования и испытание системы;
    * эксплуатация, мониторинг и техническое обслуживание.

Решение этих задач требует не только умения работать на рынке Украины, но и знания достаточно специфических технических нюансов проектирования и строительства солнечных электростанций. Конечно же, со временем такой опыт будет накоплен, а пока события могут развиваться по нескольким сценариям:

1. Кооперация с крупным зарубежным игроком, имеющим многолетний практический опыт и большой список реализованных проектов. По такому пути пошла компания SolarUA, подписавшая недавно соглашение о сотрудничестве с инжиниринговой компанией из США.

2. Передача генерального подряда на строительство солнечной электростанции иностранному девелоперу с соответствующим опытом и квалификацией. Судя по имеющимся у нас данным, этот путь выбрала австрийская ActivSolar, строящая в настоящее время в Крыму первую очередь своей солнечной электростанции.

3. Адаптация опыта и знаний, полученных в ходе реализации проектов строительства малых и средних проектов, на более крупные объекты альтернативной электроэнергетики. Такой путь наиболее близок компании Квазар, имеющей опыт реализации проектов в разных точках мира.

Конечно же, на практике перечисленные выше сценарии могут совмещаться с учетом реалий выполняемых проектов и накопленного опыта девелопера. Но в любом случае, на начальном этапе развития промышленной солнечной энергетики в Украине именно сотрудничество с ведущими мировыми разработчиками решений солнечной энергетики гарантирует целевой уровень капитальных вложений и генерации электроэнергии и обеспечит построение эффективного бизнеса.

Статья была напечатана в журнале "Альтернативні джерела енергії", №9-10 (сентябрь-октябрь 2010 г.), с.13-15.

solarhome

В 2011 году инвестиции в альтернативную энергетику Украины составят 400 млн евро
Согласно прогнозу главы Национального агентства по вопросам обеспечения эффективного использования энергоресурсов (НАЭР) Николая Пашкевича, в 2011 году инвестиции в украинские солнечные и ветровые парки составят около 400 млн евро. Об этом Пашкевич заявил сегодня, 9 ноября, на открытии специализированной выставки Энергоэффективность-2010.  "Пилотные национальные проекты, реализуемые в Украине, - это солнечные и ветровые парки. Они должны быть в ближайшие годы развиты до 2,5 тыс. МВт, и уже в 2011 году в эти проекты инвесторы вложат порядка 400 млн. евро с тем, чтобы за два года достигнуть мощности 2-2,5 тыс. МВт", - отметил Пашкевич.

По словам главы НАЭР, сегодня агентство рассмотрело уже 168 проектов, из которых семь одобрены, в частности, два ветровых парка компании ДТЭК, Мангушский и Приазовский проекты и разработка проектов по солнечным паркам в Крыму австрийской компанией Activ Solar.

Напомним, что в рамках программы USELS, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставит Украине кредит в размере 50 млн евро на развитие альтернативной энергетики. Так, программа предусматривает предоставление кредитов в размере до 15 млн евро на финансирование производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии: воздуха, воды, солнца и биотоплива.

solarhome

Альтернативная энергетика размножается
За год количество компаний, пользующихся «зелеными» тарифами, удвоилось.

«Зеленые» тарифы оказались пока наиболее эффективным механизмом поддержки компаний, которые производят энергоресурсы из альтернативных источников. За последний год количество производителей «чистой» энергии, которые получают возможность работать по зеленым тарифам, удвоилось. Если в марте 2010 года это было 20 компаний, то уже в марте 2011 – 40. Количество объектов, которые работают по «зеленым» тарифам, увеличилось за это же время с 50 до 75.

ЛУЧШИЙ ОПЫТ

На сегодняшний день механизм получения «зеленых» тарифов является одним из наиболее либеральных регуляторных механизмов для бизнеса, говорит президент Энергетической ассоциации Украины Василий Котко. «Проблем с получением «зеленого» тарифа компании не испытывают. Потому что законодательно механизм прописан очень четко. В самом начале документ был разработан без учета интересов бизнеса. И все восприняли первую редакцию в штыки. Однако затем законопроект доработали при участии заинтересованных в развитии рынка компаний, и он стал полностью соответствовать их потребностям», - говорит г- Котко. По его словам, большинство негативных отзывов о работе механизма «зеленого» тарифа преимущественно не имеют отношения непосредственно к этому инструменту стимулирования развития альтернативной энергетики, а касаются, чаще всего возможных проблем в будущем при подключении к сетям новых «альтернативных» электростанций.

На сегодняшний день порядок отбора компаний и получения «зеленых» тарифов предельно простой. Он регулируется постановлением НКРЭ от 22 января 2009 года. «По нашему опыту, выполнив все требования НКРЭ получить отказ практически невозможно. Вначале этого процесса в сторону Комиссии звучало много критики. Но сегодня процедура достаточно отлаженная», - говорит директор Европейско-Украинского энергетического агентства Елена Рыбак. По ее словам, единственное, чего не хватало, так это тарифа для биогаза. Но в ближайшее время ситуация будет исправлена. По итогам активного диалога между инвесторами, специалистами национального комитета Международной торговой палаты (ICC Ukraine) и органами государственной власти разработаны изменения в ряд законов, которые предусматривают расширение действия «зеленого» тарифа для электроэнергии, выработанной из биогаза.

На сегодняшний день в Украине «зеленый» тариф работает для малых ГЭС, для ветроустановок, для солнечных станций и для агрегатов по производству энергии из биомассы. Размер «зеленого» тарифа в Украине, в соответствие с мировой практикой, постепенно снижается. Это должно побуждать инвестора скорее вкладывать в эту сферу и одновременно защищать потребителей от роста стоимости энергии в связи с постепенным ростом доли возобновляемых источников в общем энергобалансе страны. Украинский «зеленый» тариф сложно сравнивать с западными аналогами. В ряде европейских стран, например, Швейцарии или Словении они в несколько раз выше, чем в Украине. Размеры же тарифа в таких странах, как Германия, Дания, Италия, Испания были введены на заре 90-х и к сегодняшнему дню уже неоднократно снижались по мере увеличения доли альтернативных источников в энергобалансе.

В Украине «зеленые» тарифы будут действовать до 2030 года. Одним из условий деятельности по «зеленому» тарифу является применение оборудования или материалов, на 30% изготовленных в Украине, начиная с 2012 года, и на 50% - начиная с 2014 года. Такой механизм позволит поддержать отечественного производителя и стимулировать крупные иностранные компании создавать новые производства именно в Украине. Подобные меры не новы, они активно принимались в тех же Китае, Испании, Канаде. В Китае, например, механизм защиты национального товаропроизводителя еще жестче: при возведении объектов альтернативной энергетики в этой стране, обязательная доля материалов китайского производства должна составлять не менее 70%. В Канаде доля местного оборудования в сфере ветроэнергетики должно составлять 25%, а в 2012 году – достичь 50%. Для солнечной энергетики условия еще жестче: 60% оборудования должно быть произведено канадскими заводами. Подобные меры вызывают абсолютно объяснимую критику со стороны крупных иностранных игроков. Отстаивая свои интересы, они активно торпедируют подобные ограничения на всех национальных рынках для экспансии своей продукции.

Что касается Украины, то по состоянию на март 2011 года «зеленые» тарифы получили 75 объектов 40-ка компаний. Из них 5 компаний, эксплуатирующих ветростанции, два производителя энергии из биомассы, пять солнечных станций, одна крышевая установка, 27 компаний, являющихся операторами 39 малых ГЭС «По сравнению с европейскими странами, наши условия получения «зеленого» тарифа достаточно лояльны», - говорит г-н Котко, - это достаточно важно с точки зрения инвестора. Он должен понимать, что сможет окупить вложенные средства. С технологической точки зрения, мы достаточно серьезно отстали в развитии альтернативных источников энергии от Китая, Индии, не говоря уже о Евросоюзе. Поэтому экономические стимулы должны способствовать быстрому росту отрасли», - говорит он. По мнению бывшего главы НКРЭ Зиновия Бучко, с таким тарифом Украина вполне может достичь увеличения доли альтернативных источников в энергетическом балансе до уровня 15-20% от всей производимой энергии. По его словам, еще больший потенциал «зеленый» тариф может дать, когда в альтернативную энергетику активней начнут приходить иностранные компании. Несмотря на небольшой срок работы механизма в Украине, возможности его использования вызывают огромный интерес у иностранных инвесторов, а наличие в перечне НКРЭ на получение тарифа десятков совершенно разных по размеру и оборотам компаний показывает, что механизмы его получения уже хорошо отработаны.

БОЛЬШАЯ ЭКОНОМИЯ

Если не брать во внимание малые гидроэлектростанции, работающие преимущественно на базе советских малых ГЭС, остальные станции, производящие энергию из альтернативных источников, начинали работу с нуля. На сегодняшний день в строю уже пять солнечных станций, в том числе - крупнейшая в СНГ. Активно идет работа по подготовке и строительству ветропарков ДТЭК, «Ветроэнергопром», «Конкорд». Например, в ветропарке «Новоазовский» в Донецкой области 10 установок должны заработать к лету 2011 г., остальные 13 — в 2012 г. Свою заинтересованность в строительстве ветровых станций в Крыму высказали греки из ENECO Wind Energy и немцы из Fuhrlander AG. А в Запорожской области намерены осваивать участки для возведения солнечных станции инвесторы из немецкой Managess Energy. Всего, по словам главы Украинской ветроэнергетической ассоциации Андрея Конеченкова, для строительства в Украине заявлено около 11 тыс. МВт мощностей ветроустановок общей стоимостью порядка $21,5 млрд.

При развитии проектов по альтернативной энергетике акцент также будет сделан на строительстве новых сетей для подключения к энергорынку альтернативных станций. По словам глава Госагентства по энергоэффективности и энергосбережению Николая Пашкевича, при разработке проектов строительства новых сетей на существующую карту энергосистемы и биоресурсов будет наложен потенциал ветра, солнца, малых ГЭС. «Советская система энергообеспечения вытеснила малые станции именно потому, что базировалась на крупных энергообъектах. Сейчас мы должны вернуть энергопроизводителя максимально близко к потребителю. И это шанс для малых и средних компаний, которые могут производить энергию из альтернативных источников, легко получая «зеленый» тариф и имея гарантированных покупателей на местах», - говорит глава ГАЭЭ.

Чтобы стимулировать развитие проектов в сфере «альтернативной» энергетики, в 2009 году парламентом был принят закон, а правительством постановление №444 с изменениями, регламентирующими льготы для компаний, которые ввозят энергосберегающее оборудование, а также оборудование, которое используется для производства энергии из альтернативных источников. Речь об освобождении оборудования от уплаты ввозной пошлины и НДС. Кроме того, Налоговый кодекс до 2020 года освободил всех производителей альтернативной энергии от уплаты налога на прибыль.

Механизм отбора компаний, которые получают льготы, также сравнительно прост. Постановление №444 предусматривает, что для прохождения отбора нужно минимум документов: заявление об освобождении от налогообложения НДС и пошлинами, копию внешнеэкономического контракта, информацию о прогнозируемой прибыли, выводы экспертизы энергосбережения, а также выводы соответствующего ведомства о том, что аналогичные товары не производятся в Украине.

Конечно, этих мер, безусловно, мало. И Украина пока не может предложить инвестору тех комфортных условий, которые он получает во многих других странах. Взять хотя бы стоимость кредита. И, к сожалению, украинские компании, пережившие масштабный экономический кризис, имеют ограниченные возможности инвестировать в эту отрасль. Но, несмотря ни на что, ее перспективы внушают уверенный оптимизм. По данным консалтинговой компании «Fuel Alternative», в прошлом году в мире инвестиции только в сферу разработок новых «чистых» технологий составили 7,8 млрд. долл., что на 28% больше, чем в 2009-м (6,1 млрд. долл.). Фактически каждый 4-й доллар венчурных инвестиций направлялся в компании, развивающие направление солнечной энергетики. Эксперты обещают, что тренд сохранится в нынешнем году. По данным консалтинговой компании Cleantech Group LLC, уже в 1-м квартале 2011 года в сфере рост вложений в разработки новых «зеленых» технологий составил 52% по сравнению с 4-м кварталом 2010 года.

Уже очевидно, что при создании государством надлежащих условий для частного капитала, Украина также может рассчитывать на долю этого большого инвестиционного пирога.

Источник:Comments.UA


motoklas

У меня Универ перешел на солнечные батареи. Говорят економят по 300 000 ежемесячно.

driadaltd35

Для того, чтобы перейти в гос структурах на ВИЭ необходимы инвестиции/благотворительность/дотации/спонсорство, потому как дело это недешевое, и окупается не сразу, так, наверное, в университете и перешли на солнечные батареи. Хотя, возможно, было бы проще твердое топливо в котельной использовать.