Вопрос про "налог на ветер" на Украине

Автор solarhome, 21/09/2009, 21:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

solarhome

Перевод документа с  этого сайта Перевод с украинского на русский с помощью google translate.

Справка

О плате за использование энергии ветра и сертификацию ветроэлектростанций (ВЭС)

1. Взимание платежей (сборов) за использование энергии ветра.

Принципы построения системы налогообложения в Украине, налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и в государственные целевые фонды, а также права, обязанности и ответственность плательщиков определены Законом Украины «О системе налогообложения» от 25.06.1991 г. № 1251 -XII.

Согласно ст. 1 ЗУ «О системе налогообложения» установление и отмена налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и в государственные целевые фонды, а также льгот их плательщикам осуществляются Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с настоящим Законом, другими законами Украины о налогообложении. Ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением особых видов пошлины и сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, сбора в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности , и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении. Особые виды пошлины взимаются на основании решений о применении антидемпинговых, компенсационных и специальных мер, принятых в соответствии с законами Украины. Размер и механизм взимания сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию устанавливаются Кабинетом Министров Украины вместе с Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины. Налоги и сборы (обязательные платежи), взимание которых не предусмотрено настоящим Законом, уплате не подлежат. Изменения и дополнения с настоящим Законом, другими законами Украины о налогообложении относительно предоставления льгот, изменения налогов, сборов (обязательных платежей), механизма их уплаты вносятся с настоящим Законом, другими законами Украины о налогообложении не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года. Это правило не применяется в случаях уменьшения размера ставок налогов, сборов (обязательных платежей) или отмены льгот по налогообложению и других правил, которые приводят к нарушению правил конкуренции и создание налоговых преимуществ отдельным субъектам предпринимательской деятельности или физическим лицам. Любые налоги и сборы (обязательные платежи), которые вводятся законами Украины, должны быть включены в настоящий Закон. Все другие законы Украины о налогообложении должны соответствовать принципам, заложенным в Законе.

Согласно ст. 6 ЗУ «О системе налогообложения" объектами налогообложения являются доходы (прибыль), добавленная стоимость продукции (работ, услуг), стоимость продукции (работ, услуг), в том числе таможенная, или ее натуральные показатели, специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, определенные законами Украины о налогообложении.

Согласно ст. 13 ЗУ «О системе налогообложения» в Украине справляются: общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи); местные налоги и сборы (обязательные платежи).

Согласно ст. 14 ЗУ «О системе налогообложения» с общегосударственными принадлежат такие налоги и сборы (обязательные платежи):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизный сбор;
3) налог на прибыль предприятий, в том числе дивиденды, выплачиваемые в бюджет государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями;
4) налог на доходы физических лиц;
5) пошлина;
6) государственная пошлина;
7) налог на недвижимое имущество (недвижимость);
8) плата за землю (земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности);
9) рентные платежи;
10) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
11) налог на промысел;
12) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;
13) сбор за специальное использование природных ресурсов;
14) сбор за загрязнение окружающей природной среды;
15) сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;
16) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
17) сбор в Государственный инновационный фонд;
18) плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;
19) фиксированный сельскохозяйственный налог;
20) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
21) гербовый сбор (применяется до 1 января 2000 года);
22) единый сбор, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины;
23) сбор за использование радиочастотного ресурса Украины;
24) сборы в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (начальный, регулярный, специальный);
25) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками;
26) сбор за проведение гастрольных мероприятий;
27) судебный сбор;
28) сбор в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.
Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины.
Налоги и сборы (обязательные платежи), указанные в пунктах 7, 8, 10, 11, 13, 14 части первой настоящей статьи, на территории Автономной Республики Крым устанавливаются Верховной Радой Автономной Республики Крым. При этом ставки налогов и сборов (обязательных платежей) определяются в пределах предельных размеров ставок, установленных законами Украины.

Согласно ст. 15 ЗУ «О системе налогообложения» к местным налогам относятся:
1) налог с рекламы;
2) коммунальный налог.
В местные сборов (обязательных платежей) относятся:
1) сбор за припаркованные автотранспорта;
2) рыночный сбор;
3) сбор за выдачу ордера на квартиру;
4) курортный сбор;
5) сбор за участие в бегах на ипподроме;
6) сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;
7) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе и ипподроме;
8) сбор за право использования местной символики;
9) сбор за право проведения кино-и телесъемок;
10) сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;
11) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
12) сбор с владельцев собак.

Согласно ст. 39 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» к природным ресурсам общегосударственного значения относятся:
а) территориальные и внутренние морские воды;
б) природные ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны;
в) атмосферный воздух;
г) подземные воды;
д) поверхностные воды, которые находятся или используются на территории более чем одной области;
е) лесные ресурсы государственного значения;
е) природные ресурсы в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения;
ж) дикие животные, которые находятся в состоянии естественной свободы в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, другие объекты животного мира, на которые распространяется действие Закона Украины «О животном мире» и которые находятся в государственной собственности, а также объекты животного мира, в установленном законодательством порядке приобретенные в коммунальную или частную собственность и признаны объектами общегосударственного значения;
с) полезные ископаемые, за исключением общераспространенных.
Законодательством Украины могут быть отнесены к природным ресурсам общегосударственного значения и другие природные ресурсы.
К природным ресурсам местного значения относятся природные ресурсы, не отнесенные законодательством Украины к природным ресурсам общегосударственного значения.

Согласно ст. 1 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов, находящегося за пределами жилых, производственных и других помещений.

Википедия дает определение ветра как потока воздуха. В соответствии с ГОСТ 26883-86 (Авиационная метеорология) под ветром понимается поток воздуха, движущегося относительно земной поверхности со скоростью более 0,6 м / с.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 24.12.2003 г. № 2002 утвержден Механизм взимания сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, согласно которому плательщиками сбора являются Государственное предприятие «Энергорынок» и юридические лица - производители электрической энергии, товары вне оптовым рынком электрической энергии и тепловой энергии. Согласно п. 3 вышеупомянутого Механизма объектом исчисления сбора являются:
для Государственного предприятия «Энергорынок» - стоимость отпущенной электрической энергии без учета налога на добавленную стоимость;
для юридических лиц - производителей электрической и тепловой энергии - стоимость отпущенной электрической энергии, которая продается вне оптовым рынком электрической энергии, уменьшенная на стоимость электрической энергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками и малыми гидроэлектростанциями мощностью до 20 МВт, и тепловой энергии без учета налога на добавленную стоимость .
Юридические лица - производители электрической энергии на малых гидроэлектростанциях мощностью до 20 МВт направляют средства в размере сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию на строительство новых и реконструкцию и модернизацию действующих малых гидроэлектростанций мощностью до 20 МВт.

Согласно ст. 1 Закона Украины «О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала» когенерационная установка - комплекс оборудования, работающего по способу комбинированного производства электрической и тепловой энергии или превращает сбросовый энергетический потенциал технологических процессов в электрическую и тепловую энергию.

Вывод: действующим законодательством не предусмотрено взимание каких-либо платежей (сборов) за использование энергии ветра, в том числе при производстве электрической энергии ветровыми электростанциями.

На сегодня в Украине на законодательном уровне стимулируется использование альтернативных источников энергии, к которым, согласно Закону Украины «Об альтернативных источниках энергии», отнесены и энергию ветра как одно из возобновляемых источников энергии. Примером тому является принятие Верховной Радой Украины 01.04.2009 г. ЗУ «О внесении изменений в Закон Украины« Об электроэнергетике »по стимулированию использования альтернативных источников энергии». Этим Законом был дополнен Закон Украины «Об электроэнергетике» статьей 171 (Стимулирование производства электроэнергии из альтернативных источников энергии), согласно которой размер «зеленого» тарифа устанавливается для каждого субъекта хозяйствования, который производит электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии, за каждым видом альтернативной энергии и для каждого объекта электроэнергетики. Величина «зеленого» тарифа для субъектов хозяйствования, которые вырабатывают электрическую энергию из энергии ветра, устанавливается на уровне розничного тарифа для потребителей второго класса напряжения на январь 2009 года, умноженного на коэффициент «зеленого» тарифа для электроэнергии, производимой из энергии ветра. Коэффициент «зеленого» тарифа для электроэнергии, произведенной с использованием альтернативных источников энергии, устанавливается на уровне:
1,2 - для электроэнергии, производимой из энергии ветра объектами электроэнергетики, величина установленной мощности которых не превышает 600 КВт;
1,4 - для электроэнергии, производимой из энергии ветра объектами электроэнергетики, величина установленной мощности которых больше 600 КВт, но не превышает 2000 кВт;
2,1 - для электроэнергии, производимой из энергии ветра объектами электроэнергетики, величина установленной мощности которых превышает 2000 КВт.
А последний абзац статьи 5 указанного Закона изложена в новой редакции, которая предусматривает оплату электростанциям, производящих электрическую энергию с использованием альтернативных источников энергии всей производимой ими электрической энергии в полном объеме в денежной форме, без применения любых видов зачетов погашения задолженности по расчетам за электроэнергию.

В свою очередь на региональном уровне Правительство АР Крыма принял 25.01.96 г. постановление № 23 «О развитии ветроэнергетики в Крыму», которой предоставил льготы при производстве и строительстве ветроэлектростанций.

2. Лицензирование деятельности в электроэнергетике.

Согласно ст. 2 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» лицензирование в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с законом, регулирующим отношения в этой сфере.

Согласно ст. 13 Закона Украины «Об электроэнергетике» деятельность по производству, передаче и поставке электрической энергии в Украине осуществляется при условии получения соответствующей лицензии. Лицензия на осуществление деятельности по производству, передаче и поставке электрической энергии выдается Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности согласно инструкции, условий и правил осуществления отдельных видов деятельности, которые утверждаются Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины. Деятельность по производству электрической энергии субъектов хозяйствования без лицензии разрешается, если величина установленной мощности или отпуск электрической энергии меньше показатели, определенные в условиях и правилах осуществления предпринимательской деятельности по производству электрической энергии.

Согласно п. 2.1. Условий и правил осуществления предпринимательской деятельности по производству электрической энергии, утвержденных постановлением Национальной комиссии по вопросам регулирования электроэнергетики Украины от 08.02.96 г. № 3 лицензированию подлежит деятельность субъектов предпринимательской деятельности по производству электрической энергии, которые:
имеют в своей собственности или пользовании оборудования установленной мощности не менее 5 МВт;
имеют в своей собственности или пользовании оборудования, которое производит электрическую энергию с использованием альтернативных источников (кроме доменного и коксового газов) установленной мощности не менее 10 МВт, или намерены продажи произведенной электрической энергии указанным оборудованием независимо от установленной мощности на оптовом рынке электрической энергии Украины.

3. Сертификация ветроэлектростанций.

Согласно ст. 13 Декрета Кабинета Министров Украины от 10.05.93 г. № 46-93 «О стандартизации и сертификации» сертификация продукции в Украине делится на обязательную и добровольную.

Согласно ст. 14 Декрета КМ Украины «О стандартизации и сертификации» государственную систему сертификации создает центральный орган исполнительной власти по вопросам технического регулирования - национальный орган Украины по сертификации, который проводит и координирует работу по обеспечению ее функционирования, в том числе утверждает перечни продукции, подлежащей обов ' язковий сертификации, и определяет ее внедрения.

Согласно ст. 15 Декрета КМ Украины «О стандартизации и сертификации» сертификация на соответствие обязательным требованиям нормативных документов проводится исключительно в государственной системе сертификации. Обязательная сертификация во всех случаях должна включать проверку и испытание продукции для определения ее характеристик и последующий государственный технический надзор за сертифицированной продукцией.

Приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28 утвержден Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине. В указанном Перечне отсутствуют ветровые электростанции.

17 мая 2001 Верховной Радой Украины принят Закон Украины № 2406-III «О подтверждении соответствия», определяющий правовые и организационные основы подтверждения соответствия продукции, систем качества, систем управления качеством, систем экологического управления, персонала и направлен на обеспечение единой государственной технической политики в сфере подтверждения соответствия.

Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона к объектам подтверждения соответствия относится и продукция. Согласно ст. 1 вышеупомянутого Закона продукция - любое изделие, процесс или услуга, которая изготавливается, осуществляется или предоставляется для удовлетворения общественных потребностей.

Согласно ст. 9 Закона Украины «О подтверждении соответствия» процедура подтверждения соответствия в законодательно регулируемой сфере для отдельных видов продукции, которая может представлять опасность для жизни и здоровья человека, животных, растений, а также имущества и охраны окружающей среды, вводится техническими регламентами. С введением в действие технических регламентов центральный орган исполнительной власти по вопросам оценки соответствия официально публикует перечень национальных стандартов, добровольное применение которых может восприниматься как доказательство соответствия продукции требованиям технических регламентов. Производитель или поставщик также имеет право подтвердить соответствие продукции требованиям технических регламентов иными, чем соответствие стандартам, путями, предусмотренными этими регламентами.

Согласно ст. 11 Закона Украины «О подтверждении соответствия» сертификация в законодательно регулируемой сфере осуществляется согласно требованиям технических регламентов. По результатам проведения сертификации в случае положительного решения назначенного органа по оценке соответствия заявителю выдается сертификат соответствия, образец которого утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам оценки соответствия.

С вопросом о введении технических регламентов по подтверждению соответствия ветроэлектростанций следует обращаться с соответствующим запросом в адрес Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики.

Что касается силу постановления КМ Украины от 15.07.98 г. № 1094 «О государственной экспертизе по энергосбережению», то она имеет силу и на сегодня. Пункт 5 вышеупомянутого постановления обязывал органы Государственной таможенной службы осуществлять начиная с 1 января 1999 таможенное оформление продукции при наличии положительного заключения экспертизы по энергосбережению документации на приобретенные энергоемкую технику, технологии и материалы в соответствии с перечнем, утверждаемым Государственным комитетом по энергосбережению. Однако постановлением КМ Украины от 21.05.2009 г. № 493 п. 5 постановления № 1094 признан утратившим силу. В связи с утратой силы п. 5 постановления № 1094 было признано утратившим силу и Перечень новой энергоемкой техники, энергоемких материалов, на документацию относительно приобретения (покупки) которых Государственной инспекцией по энергосбережению выдаются документы, необходимые для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления. В то же время Перечень объектов, подлежащих государственной экспертизе по энергосбережению, который является приложением к постановлению № 1094, остается в силе и в этом Перечне указана документация на создание новой энергоемкой техники и документация на приобретение по импорту новой энергоемкой техники.

По словам пресс-секретаря министра топлива и энергетики Фэнта Ди (данные с сайта ugmk.info) на сегодня НКРЭ разрабатывает регуляторные документы, касающиеся заключения договоров и предоставления технических условий для строительства ветровых электростанций.
В прессе активно обсуждается тема использования ветроэнергетических и солнечных установок. Обращается внимание, что специального законодательства о бытовом использование ветроэнергетических и солнечных установок в Украине не существует. При этом производители ветряков обычно предлагают приравнивать их к обычным бытовых электроприборов (ведь мы используем на тех же условиях бензиновые и дизель-генераторы, не так ли?). Также обращается внимание, что оборудование обязательно должно быть сертифицировано в Украине и иметь заключение о соответствии Системе стандартов по охране труда (ССТБ). Потому что ветряки обычно монтируются на высокой опоре, поэтому необходимо обеспечить защиту от удара молнии (установить громоотвод. И еще обращается внимание, что в Украине запрещена продажа энергии от частных ветряков и солнечных батарей физическим и юридическим лицам или в общую сеть, что имели случаи возбуждения уголовного дела по этому поводу в Крыму и Одессе.

Адвокат А. В. Матвиевський, 01.09.2009

Свидетельство № 0486 от 14.12.94 г.

solarhome

С того же сайта
Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) с 1 сентября повысила «зеленые» тарифы на электроэнергию ветроэлектростанций (ВЭС) и малых гидроэлектростанций (ГЭС). Об этом сообщили в НКРЭ.

Тарифы для ВЭС увеличены до 127 коп. / кВт-час, ГЭС – до 87,08 коп / кВт-час (для обеих категорий указаны без учета НДС). В НКРЭ пояснили, что рост тарифа связан с изменением курса гривни относительно евро. Как сообщалось, порядок установления «зеленых» тарифов НКРЭ утвердила 16 июля 2009.

«Зеленый» тариф определяется по формуле, в которой для каждого субъекта определенный коэффициент, размеры которого зависят от типа альтернативного источника электроэнергии и характеристик энергогенерирующего оборудования.

solarhome

Еще оттуда же. Тоже перевод гуглем. В России ситуация похожая.

Ветряные мельницы и солнечные батареи: разрешения и налоги


За свет заплатили? У человека, который хочет установить на своем имении ветряк или солнечную батарею, закономерно возникают вопросы: а не будет из-за этого проблем со службой энергонадзора, налоговой инспекцией и т.д.? Нужны какие-то разрешения? Возможно ли сохранить за собой уже имеющееся подключение к центральной сети? Нужно ли платить налог за использование природных ресурсов?

Чаще всего такие сомнения возникают относительно ветряков. Наверное, потому что конструкция ветряка сложнее солнечную батарею, и при неверной эксплуатации или поломке действительно может нанести вред здоровью людей или зданиям (были, например, случаи отрыва лопастей). Кроме того, ветряк может быть источником шума или инфразвука.

В то же время, специального законодательства о бытовом использование ветроэнергетических и солнечных установок в Украине не существует. Производители ветряков обычно предлагают приравнивать их к обычным бытовых электроприборов (ведь мы используем на тех же условиях бензиновые и дизель-генераторы, не так ли?). При этом они ссылаются на Постановление Кабмина "О государственной экспертизе по энергосбережению" и в дополнение к ней - "Инструкции о порядке передачи документации и осуществления государственной экспертизы по энергосбережению", из которых якобы следует, что в Украине можно без всякой регистрации использовать для личных нужд ветряные и солнечные установки мощностью менее 75 кВт.

Действительно, постановление "О государственной экспертизе по энергосбережению" освобождает от обязательной экспертизы любую технику, которая не является энергоемкой (а "энергоемкой техникой" считается оборудование мощностью 75 кВт и более). Правда, в части "Перечень объектов, подлежащих государственной экспертизе по энергосбережения" присутствует довольно спорно пункт:

     Оборудование, бытовая техника, нагревательные и осветительные приборы, которые создаются в Украине **** К этому типу оборудования относятся оборудование и бытовая техника, требующие разрешения государственных инспекций Украины (Госнадзорохрантруда, Энергонадзора, Государственной газовой инспекции) на их установку и использование и для которых потребление природного газа составляет от 1 куб. м / ч, котельные, мощность которых составляет от 0,5 Гкал / час. (1 тонна пара / ч), а также электрическое оборудование мощностью свыше 5 кВт.

Но тут, собственно, речь идет о приборах-потребители электроэнергии (ведь предметом экспертизы для этой категории является уровень использования топливно-энергетических ресурсов).
Налога на использование энергии ветра или солнца у нас также нет. Согласно действующему законодательству, сбор за специальное использование природных ресурсов уплачивается только за пользование земными недрами, лесными и водными ресурсами.
Это все наши права, а теперь немножко об обязанностях.

Во-первых, оборудование, которое используется, обязательно должно быть сертифицировано в Украине и иметь заключение о соответствии Системе стандартов по охране труда (ССТБ). Ветряки обычно монтируются на высокой опоре, поэтому необходимо обеспечить защиту от удара молнии (установить громоотвод).

Во-вторых, в Украине запрещена продажа энергии от частных ветряных и солнечных батарей физическим и юридическим лицам или в общую сеть. Уже были случаи возбуждения уголовного дела по этому поводу в Крыму и Одессе.

Вот это и все. Как видим, законодательство достаточно лояльно.

solarhome

В Украине сложились условия для развития нетрадиционной энергетики.Принятие «зеленого» тарифа позволило участникам рынка продавать электроэнергию из возобновляемых источников по цене выше традиционной. Это дало возможность вдвое увеличить количество действующих ветроустановок и на треть – солнечных. К 2015 году доля «зеленой» электроэнергии может достичь 4% энергобаланса страны при условии, что в ближайшие два года в Украине будет налажено производство энергооборудования.

Низкий старт

Зависимость Украины от импорта основных энергоносителей вынуждает правительство и бизнес развивать альтернативную энергетику (использование энергии ветра, солнца, геотермальной энергии, биомассы), которая сейчас занимает всего 0,2% в общем энергобалансе страны. Для сравнения, в Евросоюзе ее доля уже достигла 10%. Спрос на возобновляемые источники энергии в Украине увеличился весной 2009 года с принятием Верховной радой «зеленых» тарифов для разных видов нетрадиционной энергии. Компании, получившие лицензию Нацкомиссии регулирования электроэнергетики, имеют право продавать электроэнергию в общую сеть с коэффициентом 0,8-4,6 от розничного тарифа для потребителей второго класса напряжения (свыше 35 кВт). А привязка тарифа к курсу евро позволила снизить валютные риски инвесторов, уточнили Ъ в комиссии. «До утверждения 'зеленых' тарифов генерировать нетрадиционную энергию было невыгодно, поскольку такие проекты требуют серьезных инвестиций. При отсутствии спроса на дорогую энергию на внутреннем рынке компании не были заинтересованы во вложениях. Сейчас участники рынка имеют возможность продавать в энергосеть произведенную электроэнергию по высоким ценам»,– отметил аналитик НИЦ «Укрбиоэнергия» Виталий Винниченко. Электроэнергию, выработанную ветром, государство покупает по 1,23 грн/кВт•ч, малой гидроэнергетикой – 0,84-1,32 грн/кВт•ч, солнечными установками – по 4,8-6 грн/ кВт•ч. Введение «зеленых» тарифов снизило срок окупаемости таких проектов с 15-18 лет до 6-8 лет. Развитию рынка способствуют и вступившие в силу с 1 января налоговые льготы для производителей альтернативной энергетики – до 2020 года они освобождены от уплаты налога на прибыль. Компании еще 10 лет смогут ввозить энергосберегающее оборудование без уплаты НДС и пошлин. Наиболее перспективными регионами для развития ветровой и солнечной электроэнергетики являются Запорожская, Донецкая, Луганская области и Крым, а для малой гидроэнергетики – западные области Украины. «Эти регионы имеют достаточно высокий уровень солнечного излучения – 3-3,5 кВт/кв. м, силы ветра – 15-25 м/сек. и водоносности рек, гидротехнический потенциал которых составляет 700 тыс. кВт»,– сообщил старший аналитик компании Alternative Energy Константин Нечипоренко. По его словам, до принятия «зеленых» тарифов около 30 компаний, специализирующихся на альтернативной энергетике, не могли аккумулировать средства на модернизацию мощностей. Суммарная установленная мощность работающих сегодня небольших ветроагрегатов составляет 12 МВт. Они занимают 13% от 1170 всех установленных в Украине ветроэлектростанций (ВЭС). «Больше половины работающих машин построено за последние полтора года»,– уточнил господин Винниченко. Объем рынка солнечной электроэнергетики за I полугодие вырос на 30% – до 6,5 тыс. фотоэлектрических модулей суммарной мощностью 15 МВт. Ситуация в отрасли малой гидроэнергетики не так оптимистична, отмечает директор компании «Энергострой» (обслуживает 9 малых ГЭС) Александр Шаповалов. По его словам, в Украине существует 48 малых ГЭС, из которых более половины нуждаются в реконструкции.

Бизнес с препятствиями

Несмотря на установленные государством высокие «зеленые» тарифы и налоговые льготы, рынок сбыта еще не сформирован. Хотя законодательством предусмотрена возможность продажи альтернативной электроэнергии потребителям напрямую, ее единственным покупателем пока является ГП «Энергорынок». «Это связано с тем, что у нас отсутствуют экономические стимулы, которые заставят потребителей выкупать у участников рынка более дорогую экологически чистую энергию»,– считает господин Винниченко. По его словам, расширить рынок сбыта позволит обязательное квотирование потребления альтернативной электроэнергии. «В Европе производители получают 'зеленые' сертификаты на продажу 1 МВт•ч, а потребители обязаны купить определенное их количество, чтобы выполнить норму о доле потребления нетрадиционной энергии. Если стороны не выполняют своих обязательств, их ожидают высокие штрафы. После введения квотирования Германия и Дания вдвое увеличили объем потребляемой альтернативной электроэнергии»,– отметил эксперт. Не способствует увеличению спроса на возобновляемую энергию и сложная процедура подключения производителей к энергосети. «Согласно законодательству, процесс получения разрешительной документации на генерацию и сброс в энергосеть должен занимать месяц, но на практике госрегулятор затягивает процедуру до полугода. Особая ситуация сложилась на рынке солнечной электроэнергетики – для производителей четко не прописан механизм подключения к энергосети»,– сообщил господин Нечипоренко. Кроме того, развитие рынка сдерживает необходимость значительных инвестиций. Стоимость строительства ВЭС мощностью 100 МВт составляет $200-250 млн, реконструкция малых гидроэлектростанций может стоить $1,5-3 млн, а установка солнечных модулей на 100 МВт – $350-500 млн. «В Европе проблема поиска инвесторов решается с помощью программ международных банков, стратегия которых предусматривает льготные условия кредитования альтернативной энергогенерации. Но в Украине иностранные банки чаще вкладывают в менее дорогие проекты – в энергосбережение»,– отмечает господин Нечипоренко. При этом иностранные компании охотнее становятся соинвесторами украинских промышленных групп, чем небольших и менее надежных компаний, говорит господин Винниченко.

Перспективы рынка

Эксперты считают, что наиболее привлекательным для инвесторов станет сегмент ветроэнергетики, который до 2015 года займет 1,5% в структуре энергобаланса страны. Еще 1,3% займет солнечная энергетика, 1,2% – малые ГЭС. При этом работа одной ветроэлектростанции мощностью 2 МВт позволяет экономить 4,7-5 тыс. кубометров природного газа, фотоэлектрический модуль мощностью 15 МВт – 5 тыс. кубометров газа (или 4 т нефти, 6,7 т угля, 4,3 т мазута). Развивать энергогенерацию намерены такие крупные компании, как ДТЭК, «Смарт-холдинг», «Луганское энергетическое объединение». «ДТЭК планирует построить первую ВЭС мощностью 200 МВт на востоке Украины в период 2011-2014 годов. Объем инвестиций в проект превысит 300 млн евро,– сказал директор по развитию бизнеса ДТЭК Герман Айнбиндер.– В планах компании – сформировать портфель проектов ВЭС общей мощностью более 1 тыс. МВт». В «Смарт-холдинге», помимо реализации пилотного проекта в Херсонской или Николаевской области мощностью 25 МВт, заинтересованы в выпуске комплектующих. «Мы рассматриваем возможность производства отдельных элементов ветроэнергетических установок на базе собственных машиностроительных и судостроительных активов»,– сообщил первый заместитель генерального директора по развитию и управлению активами «Смарт-холдинга» Алексей Тимофеев. «Для ветроэнергетики предусмотрены более четкие процедуры утверждения проекта на национальном уровне и оплаты 'зеленого' тарифа. Тогда как для солнечной энергогенерации подобные механизмы почти не действуют»,– объясняет Александр Шаповалов. По словам Константина Нечипоренко, новым этапом развития отрасли должно стать производство украинского оборудования: «Производственные мощности промышленных компаний позволяют наладить выпуск необходимого оборудования и вывести его на внутренний рынок. Это позволит значительно сэкономить на закупке импортного оборудования и удешевит реализацию проектов». Наладить собственное производство участникам рынка придется уже в ближайшие два года. Согласно законодательству, начиная с 2012 года удельный вес материалов, оборудования работ и услуг украинского производства в стоимости проектов должен составлять не менее 30%, а с 2014 года – 50%. Интерес к сегменту солнечной энергетики обусловлен прежде всего экономически выгодными «зелеными» тарифами. «Наземные объекты солнечной электроэнергетики в Украине сегодня могут получать на уровне 6,06 грн за кВт•ч (с учетом НДС), или около 60 евроцентов. Рынок считается интересным при тарифе от 28 евроцентов»,– отметила исполнительный директор Fuel Alternative Юлия Березовская.«Рост цен на энергоносители может привести к тому, что доля альтернативной энергетики в энергобалансе увеличится до 4,5-5% к 2015 году»,– полагает господин Нечипоренко. Впрочем, инвесторам стоит поторопиться. Установки, введенные в эксплуатацию после 2014 года, смогут поставлять электроэнергию в энергосеть по сниженному на 10% «зеленому» тарифу, после 2019 года – на 20%, а с 2024 года – на 30%.

Коммерсант, 8 сентября 2010
Мария Цатурян

blam25

Офигеть, ждем налог на воздух.

koldinsn

#5
Цитата: solarhome от 21/09/2009, 21:12
Еще оттуда же. Тоже перевод гуглем. В России ситуация похожая.

Ветряные мельницы и солнечные батареи: разрешения и налоги


Cпс за разъяснения ) Задумывался об установке ветряка, но пугали тем что это запрещено.